Реестр проблем
Проблема по подтверждению соответсвия продукции.
Ранее №628.<br /> Проблема по подтверждению соответсвия продукции.<br /> В настоящее время на казахстанском рынке услуг по подтверждению соответствия продукции появились представительства организаций из других государств-членов ЕАЭС (РФ и РБ), которые не являясь органами по подтверждению соответствия и не имея аттестатов аккредитации создают на территории Казахстана свои представительства и предлагают услуги по:<br /> - выдаче сертификатов соответствия требованиям Технических регламентов Союза;<br /> - регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям Технических регламентов Союза;<br /> - выдаче Свидетельства безопасности конструкции транспортного средства и т.д. <br /> Сроки выполнения работ, декларируемые этими представительствами (1-3 рабочих дня), не соответствуют реальной продолжительности работ по подтверждению соответствия так как, за такое время невозможно отобрать образцы от продукции, находящейся в Казахстане, отправить эти образцы в Россию в аккредитованную испытательную лабораторию, провести там испытания и после этого оформить сертификат соответствия. Соответственно, и стоимость таких работ не соответствует реальным затратам на выполнение работ по подтверждению соответствия.<br /> По нашему мнению, подобная деятельность на рынке оказания услуг по подтверждению соответствия продукции дискредитирует всю систему подтверждения соответствия продукции на территории ЕАЭС, так как у потребителей таких услуг формируется ошибочное мнение, что легальный документ о соответствии (сертификат или декларация) можно получить за 1-3 дня за определенную сумму, без каких-либо испытаний продукции, представив по электронной почте информацию о наименовании продукции, её изготовителе и нормативном документе на продукцию.
Уровень проблемы:
Республиканская проблема
Источник информации о проблеме:
ДЕПАРТАМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Предложение по решению проблемы:
Инициировать вопрос о внесении изменений в положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, а также его формирования и ведения (Решение КТС № 319 от 18.06.2010).
Пути решения:
1. Направить предложения в КТРМ МИР РК, ТОО НЦА, КЗПП МНЭ РК<br /> 2. В случае необходимости провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства.<br /> 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.
Дата включения в реестр:
2016-11-11 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2017-05-15 00:00:00
Ход исполнения:
07.06.2017; Вопрос неоднократно был вынесен на рассмотрение уполномоченных органов - Комитета технического регулирования и метрологии МИР РК (далее - КТРМ) и Комитета защиты прав потребителей МНЭ РК (ныне - Комитет охраны общественного здоровья МЗ РК), при КТРМ была создана соответствующая рабочая группа с участием представителей КТРМ, КЗПП, НПП. Было проведено совещание с участием вышеуказанных посреднических (консалтинговых) фирм. Было отмечено наличие отдельных правовых пробелов в данном вопросе. В настоящее время КТРМ, совместно с НПП и отечественными органами по подтверждению соответствия подготовлены поправки в проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы», которые были внесены депутатом в Сравнительную таблицу к законопроекту. В настоящее время данная поправка дорабатывается с учетом предложений иных депутатов.10.04.2019; Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы» от 8 января 2019 года, внесено изменение в Закон Республики Казахстан «О рекламе» в части установления запрета рекламы услуг по обязательному подтверждению соответствия и (или) посреднических услуг в сфере подтверждения соответствия продукции организациями, не аккредитованными в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия (вступил в силу 21 января 2019 года).
12.10.2017; В соответствии с проектом Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы» внесены изменения в Закон Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года «О рекламе». В настоящее время данный проект находится в Мажилисе Парламента РК на рассмотрении.
12.12.2016; ------
24.07.2017; Одобрено ГО, через депутатов внесены изменения в законопроект "О рекламе"
28.03.2019; Суть проблемы заключалась в том, что на территории РК появились представительства органов по сертификации других государств-членов ЕАЭС (РФ и РБ), которые не имея казахстанскую аккредитацию на территории Казахстана оказывают услуги по: - выдаче сертификатов соответствия требованиям технических регламентов; - регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов; - выдаче свидетельства безопасности конструкции транспортного средства и т.д. Сроки выполнения работ по подтверждению соответствия (отбор образцов, испытания и.т.д.) этими представительствами составляло 1-3 рабочих дня, что не соответствует реальной продолжительности работ по подтверждению соответствия. Для решения данной проблемы предлагалось инициировать вопрос о внесении изменений в Порядок включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, а также его формирования и ведения (далее- Решение Коллегии № 319). В данном направлении проведена следующая работа. 5 декабря 2018 года Решением Совета Евразийского экономического союза № 100 принята новая редакция Порядка включения аккредитованных органов по оценке соответствия в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения (вступил в силу 23 марта 2019 года). Порядок предусматривает усиление ответственности органов по оценке соответствия. Примечание: органы по оценке соответствия для осуществления работ по подтверждению соответствия должны быть включены в Единый реестр органов по оценке соответствия Союза. Таким образом, Порядком установлены дополнительные критерий для включения в Единый реестр: - предоставления права уполномоченному органу устанавливать в национальном законодательстве дополнительные требования для включения органов по сертификации в национальную часть единого реестра; - отсутствие в штате органа по сертификации лиц, допустивших нарушения, повлекших за собой выпуск в обращение продукции не соответствующей требованиям технических регламентов и нормативных документов. - отсутствие в течение срока действия аккредитации, присвоенной уполномоченным органом, выявленных в течение года нарушений, повлекших за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов и нормативных документов. Также согласно вышеуказанному Порядку необходимо иметь действующую аккредитацию, присвоенной уполномоченным органом государства-члена, на территории которого зарегистрирован орган по сертификации. Факт осуществления деятельности на территории государства без соответствующей регистрации и аккредитации будет классифицировано как нарушение законодательства. Информация о таких нарушениях подлежит представлению в уполномоченный орган государства-члена ЕАЭС, на территории которого зарегистрирована головная организация согласно Порядку взаимодействия органов государственного контроля государств-членов ЕАЭС. При установлении таких фактов орган по сертификации теряет право на осуществление деятельности в течение одного года в соответствии с Решением Совета ЕЭК № 100 от 5 декабря 2018 года. Кроме этого, Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы» от 8 января 2019 года внесено изменение в Закон Республики Казахстан «О рекламе» в части установления запрета рекламы услуг по обязательному подтверждению соответствия и (или) посреднических услуг в сфере подтверждения соответствия продукции организациями, не аккредитованными в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия (вступил в силу 21 января 2019 года). На основании изложенного, отмечаем, что необходимые меры для решения проблемы, связанной с незаконной деятельностью органов по подтверждению соответствия приняты полностью.
31.07.2018; Данный вопрос неоднократно выносился на рассмотрение уполномоченных органов - КТРМ МИР РК и КООЗ МНЭ РК, также на площадке КТРМ было проведено совещание с участием органов по сертификации посреднических (консалтинговых) фирм. КТРМ совместно с НПП и отечественными органами по сертификации были подготовлены и внесены через депутатов Мажилиса Парламента РК поправки в проект ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам рекламы», в части установления запрета рекламы услуг по обязательному подтверждению соответствия и (или) посреднических услуг в сфере подтверждения соответствия продукции организациями, не аккредитованными в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия. Справочно: Законопроект находится в Мажилисе Парламента РК. Вместе с тем в рамках законопроекта РК «О стандартизации» НПП РК и бизнес-сообществом подержаны поправки депутатов Мажилиса Парламента РК в части повышения ответственности за нарушения требований технических регламентов, в том числе путем продления срока исковой давности за нарушения законодательства по техническому регулирования. Справочно: Законопроект находится в Сенате Парламента РК. Также по предложению НПП относительно вопроса по пресечению незаконной выдачи документов об оценке соответствия (в том числе свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств) на территории ЕАЭС в рамках проекта Решения Совета Евразийской экономической комиссии «О типовых схем оценки соответствия» поручено Коллегии ЕЭК подготовить внесение изменений в План разработки техрегламентов ЕАЭС и внесения изменений в техрегламенты Таможенного союза в части дополнения пунктами, предусматривающими внесение в техрегламенты ЕАЭС (ТС) изменений касающихся установления форм, схем и процедур оценки соответствия (в том числе способов фиксации процесса и результатов испытаний) на основе типовых схем оценки соответствия. Справочно: Проект Типовых схем оценки соответствия одобрен и принят Советом Евразийской экономической комиссией - 18 апреля 2018 года.
31.07.2018; Текущая ситуация: 1. В 2017 году вопрос неоднократно выносился на рассмотрение уполномоченных органов - КТРМ МИР РК и КООЗ МНЭ РК, также на площадке КТРМ было проведено совещание с участием органов по сертификации посреднических (консалтинговых) фирм. КТРМ совместно с НПП и отечественными органами по сертификации были подготовлены и внесены через депутатов Мажилиса Парламента РК поправки в проект ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам рекламы», в части установления запрета рекламы услуг по обязательному подтверждению соответствия и (или) посреднических услуг в сфере подтверждения соответствия продукции организациями, не аккредитованными в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия. Законопроект находится в Мажилисе Парламента РК (21 мая 2017 году было 1 чтение). 2. В рамках законопроекта РК «О стандартизации» НПП РК и бизнес-сообществом подержаны поправки депутатов Мажилиса Парламента РК в части повышения ответственности за нарушения требований технических регламентов, в том числе путем продления срока исковой давности за нарушения законодательства по техническому регулирования. Законопроект находится в Сенате Парламента РК. 3. Также по предложению НПП относительно вопроса по пресечению незаконной выдачи документов об оценке соответствия (в том числе свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств) на территории ЕАЭС в рамках проекта Решения Совета Евразийской экономической комиссии «О типовых схем оценки соответствия» поручено Коллегии ЕЭК подготовить внесение изменений в План разработки техрегламентов ЕАЭС и внесения изменений в техрегламенты Таможенного союза в части дополнения пунктами, предусматривающими внесение в техрегламенты ЕАЭС (ТС) изменений касающихся установления форм, схем и процедур оценки соответствия (в том числе способов фиксации процесса и результатов испытаний) на основе типовых схем оценки соответствия. Проект Типовых схем оценки соответствия одобрен и принят Советом Евразийской экономической комиссией - 18 апреля 2018 года.
Ответственный исполнитель:
Бектурсунова Меруерт Талгаткызы
Эксперт 1 категории
Руководитель подразделения:
Ермекбаев Тимур Абайевич
Директор
ДЕПАРТАМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
t.yermekbayev@palata.kz