astana-view

Реестр проблем

№97

Репрессивный характер уголовного законодательства.

Ранее №626. Репрессивный характер уголовного законодательства. С 1 января 2015 года вступили в силу Уголовный кодекс РК и Уголовно-процессуальный кодекс РК. В целом, можно отметить, что принятие нового законодательства не привела к существенной гуманизации и улучшению условий для ведения бизнеса. По новому УПК, для уголовного преследования достаточно регистрации заявления в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР). Вследствие этого, в 2015 году по сравнению с прошлыми годами в 1,7 раза больше возбуждено уголовных дел в сфере экономической деятельности и только каждое пятое дело доведено до суда. Так, в 2015 году из находившихся в производстве 8857 уголовных дел в сфере экономической деятельности только 1914 (22%) было направлено в суд, осуждено 210 человек (в 2014 году из 5186 подобных уголовных дел 1891 (36%) направлены в суд, осуждено 455 человек, в 2013 году из 5977 дел 1882 (31%) направлены в суд, осуждено 411 человек). Тем самым, в 80% случаев предприниматели необоснованно находятся в орбите уголовного преследования. Применительно к экономическим преступлениям требуется пересмотреть квалифицирующий признак «группа лиц по предварительному сговору», поскольку природа предпринимательской деятельности предполагает участие в ней как минимум нескольких лиц. Данный признак ведет к ужесточению ответственности, тогда как общественная опасность таких деяний несопоставима с деятельностью преступных групп, созданных исключительно для совершения преступлений. Учитывая проводимую политику последовательного отхода от карательных мер к профилактике, полагаем, что к уголовным правонарушениям в экономической сфере должны применяться экономические меры ответственности. В частности, предлагается законодательно закрепить освобождение от уголовной ответственности лиц при условии добровольного возмещения ущерба. Составы преступлений, не представляющих большую общественную опасность, предлагается перевести в административные правонарушения. Для предупреждения необоснованного преследования предлагается закрепить в УПК (или приказе Генерального Прокурора) положения о том, что заявления в отношении предпринимателей без подтверждающих данных не регистрируются, они направляются в контролирующий орган для ревизии либо проверки. При наличии судебного разбирательства заявления должны рассматриваться после разрешения спора в суде.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ДЕПАРТАМЕНТ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Предложение по решению проблемы:

Внести изменения в уголовное законодательство

Пути решения:

1. Направить предложения в Генеральную прокуратуру РК (в межведомственную рабочую группу по мониторингу и обобщению практики применения норм УК и УПК) 2. В случае необходимости провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.

Дата включения в реестр:

2016-11-11 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2016-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
01.07.2017; 22 июня 2017 года Сенатом Парламента РК принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы». В Законе учтены совместные предложения Генеральной прокуратуры и Национальной палаты предпринимателей касательно снижения санкций по экономическим правонарушениям. В частности, исключена статья 215 «лжепредпринимательство», в 6 статей включены примечания об освобождении от ответственности, если лицо совершило деяние впервые и добровольно возместило ущерб (в том числе по налоговым правонарушениям). Снижены размеры штрафа за уголовные проступки в отдельных статьях УК. Ожидается внесение Закона на подпись Главе государства.
04.07.2024; Данная проблема решена. В сентябре 2022 года Генеральным Прокурором Республики Казахстан издано Указание, согласно которому органы досудебного расследования не вправе регистрировать уголовные дела в отношении субъектов предпринимательства без проведения доследственной проверки.
10.07.2017; 3 июля 2017 года Главой государства подписан Закон РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы". Закон опубликован 4 июля 2017 года (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). В рамках данного Закона решены вопросы лжепредпринимательства.
11.07.2017; 3 июля 2017 года Главой государства подписан Закон РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы". Закон опубликован 4 июля 2017 года (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). В рамках данного Закона решены вопросы лжепредпринимательства.
12.12.2016; -----
12.12.2016; Принято в работу
Одобрено государственным органом
Ответственный исполнитель:

Хайдаров Арман Шаймуранович

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Руководитель подразделения:

Савеленко Олег Владимирович

Директор

ДЕПАРТАМЕНТ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Дочерние организации

Партнеры