astana-view

Реестр проблем

№96

Недоступность земельных участков

Ранее №625. Недоступность земельных участков 1. Проблема, связанная с отсутствием периодичности проведения торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков Основной проблемой в сфере земельных отношений является отсутствие в действующем законодательстве норм, регламентирующих периодичность проведения местными исполнительными органами (МИО) торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков. В частности, административные барьеры создают требования статьи 48 Земельного кодекса, предусматривающие порядок предоставления земель посредством торгов (аукционов, конкурсов). Нередки случаи, когда акиматы отказывают в предоставлении земельного участка, мотивируя необходимостью его предоставления исключительно через торги, при этом проведение аукционов является правом, а не обязанностью акимата, в результате чего сами торги не организовываются, перечень земель, выносимых на аукцион, не составляется. Так, за период с 2013 по 2015 год по Западно-Казахстанской, Алматинской, Мангистауской области не проведено ни одного аукциона, в то время как в Восточно-Казахстанской области состоялось 86 аукционов, где реализовано 532 земельных участка, по Южно-казахстанской области - 56 аукционов, где реализовано 828 земельных участков. Вместе с этим статистика показывает, что представители бизнеса весьма заинтересованы в получении земельных участков через аукционную форму торгов. Примером может служить Актюбинская область, где за первый квартал 2016 года проведен 1 аукцион, в рамках которого реализовано 20 земельных участков. Местными исполнительными органами посредством реализации земельных участков предполагалось получить доход в размере 9 млн. 415 тыс. тенге, однако фактическая стоимость реализованных земельных участков составила более 75 млн. тенге. Однако, нормы действующего законодательства не дают возможности предпринимателям реализовывать предпринимательскую инициативу, что в конечном итоге приводит к торможению процесса развития экономики Казахстана и его скорейшего выхода из экономического кризиса. 2. Проблема отсутствия преференций в Земельном кодексе для сельскохозяйственных коопераций 29 октября 2015 года Закон РК «О сельскохозяйственных кооперативах», одной из целей которого является содействие приобретению на выгодных условиях членами кооператива необходимых ресурсов, в том числе земельных участков, и получение доступа к финансированию их производственной и иной хозяйственной деятельности. Вместе с этим, сопутствующим законом сельскохозяйственным кооперативам не было представлено преференций в части предоставления земельных участков. Большинство кооперации создаются на базе подсобных хозяйств, с ограниченным объемом земельных угодий, где для их полноценного функционирования необходимы дополнительные земельные участки. Однако в соответствии с нормами Земельного Кодекса РК, предоставление земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением случаев, когда земельный участок или право аренды земельного участка предоставляется по основаниям, предусмотренным статьей 48 кодекса. Таким образом, учитывая действующую практику предоставления земельных участков через торги (аукцион), можно отметить, что вновь созданные кооперации с небольшим объемом финансовых средств не имеют возможности приобретения достаточного количества земельных участков для дальнейшего развития основной деятельности, а также, эта мера приводит к отвлечению основных целевых средств. 3. Коллизия норм земельного кодекса в процессе предоставления земельных участков для целей недропользования В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Земельного кодекса РК наличие контракта на недропользование или договора доверительного управления контрактной территорией является основанием для незамедлительного оформления земельного участка. Вместе с этим, предоставление земельных участков для целей недропользования осуществляется по общему порядку, установленному статьей 43 Земельного кодекса, в рамках которого предусмотрена процедура подготовки заключения Земельной комиссией. При этом срок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка составляет 2 месяца. Необходимо отметить, что наличие контракта на недропользование или договора доверительного управления контрактной территорией исключает возможность отказа в предоставлении земельного участка, таким образом, рассмотрение заявления Земельной комиссией носит формальный характер.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

АТЫРАУСКАЯ РПП, АКТЮБИНСКАЯ РПП, ЖАМБЫЛСКАЯ РПП, ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА И РАБОТЫ С АДМИНИСТРАТИВНЫМИ БАРЬЕРАМИ

Предложение по решению проблемы:

Предлагаются следующие меры по кардинальному изменению процедуры получения земельных участков, которые также разрешат проблему проведения аукционов по продаже земель: 1. создание публичной электронной базы данных всех свободных земельных участков в разрезе: места расположения, площади, целевого назначения, а также экономической оценки земли. Базу данных разместить на портале Электронного Правительства, местных исполнительных органов и периодически обновлять; 2. обеспечение проведения МИО (альтернативно предлагается на базе информационной системы государственных закупок) на постоянной основе аукционов по продаже и предоставлению права аренды земельных участков с правом включения предложений физических и юридических лиц в перечень земельных участков, предлагаемых для продажи на аукционе; 3. на законодательном уровне регламентировать периодичность проведения МИО аукционов по продаже и предоставлению права аренды земельных участков; 4. предоставление земельных участков сельскохозяйственным кооперативам без проведения процедуры торгов (конкурсов, аукционов); 5. оптимизировать процедуру предоставления земельных участков при наличии контракта на недропользование или договора доверительного управления контрактной территорией, исключив рассмотрение данного рода заявлений об испрашивании земельных участков Земельной комиссией.

Пути решения:

1. Направить предложения в Министерство сельского хозяйства РК; 2. обсудить предложения в рамках Рабочей группы по земельной реформе; 3. внести изменения и дополнения в Земельный кодекс РК.

Дата включения в реестр:

2016-11-11 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-12-18 00:00:00

Ход исполнения:
12.12.2016; Предложения направлены в Министерство сельского хозяйства РК и Министерство юстиции РК в рамках экспертного заключения к Концепции и проекту Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования земельных отношений" (исх. НПП № 10693 от 19.10.2016 г.)
13.07.2017; НПП в адрес Министерства национальной экономики РК и Министерства сельского хозяйства РК были направлены предложения по внесению изменений и дополнений в действующее земельное законодательство в части обеспечения широкого доступа субъектам предпринимательства, в том числе инвесторам, к земельным ресурсам (исх. № 3910 от 21.04.2016 г., № 3787/18 от 19.04.2017). В частности, изучив международный опыт в вопросах предоставления земель, НПП «Атамекен» в целях сокращения барьеров и создания благоприятной среды для развития предпринимательской инициативы предложено: - создать публичную электронную базу данных всех свободных земельных участков в разрезе: места расположения, площади, целевого назначения, а также экономической оценки земли. Базу данных разместить на портале Электронного Правительства, местных исполнительных органов и периодически обновлять; - обеспечить проведение местными исполнительными органами на постоянной основе аукционов по продаже и предоставлению права аренды земельных участков с правом включения предложений физических и юридических лиц в перечень земельных участков, предлагаемых для продажи на аукционе; - на законодательном уровне регламентировать периодичность проведения местными исполнительными органами аукционов по продаже и предоставлению права аренды земельных участков. Данные инициативы НПП «Атамекен» Министерством сельского хозяйства поддержаны. Инициируемые изменения предполагается реализовать в проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений», в части предоставления доступа всем лицам на бесплатной основе к базе данных государственного земельного кадастра, содержащей кадастровую информацию по земельным участкам для инвесторов (кадастровый номер, вид права, категорию земель, целевое назначение земельного участка, площадь земельного участка) в рамках проводимой работы по улучшению позиции Республики Казахстан в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business». Кроме того, 30 июня 2017 года проведено совещание с участием Комитета по управлению земельными ресурсами по проблемным вопросам в сфере земельных отношений (протокол прилагается).
22.10.2018; Вопрос решен в рамках Закона РК от 24 мая 2018 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности" № 156-VI, в части предоставления доступа всем лицам на бесплатной основе к базе данных государственного земельного кадастра, содержащей кадастровую информацию по земельным участкам для инвесторов (кадастровый номер, вид права, категорию земель, целевое назначение земельного участка, площадь земельного участка) в рамках проводимой работы по улучшению позиции Республики Казахстан в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business».
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Махмут Жомарт Мақсұтұлы

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА И РАБОТЫ С АДМИНИСТРАТИВНЫМИ БАРЬЕРАМИ

Руководитель подразделения:

Устемиров Ербол Лесбекович

Директор

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА И РАБОТЫ С АДМИНИСТРАТИВНЫМИ БАРЬЕРАМИ

Скачать

Дочерние организации

Партнеры