Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Процесс отбора бизнес-тренеров

Количество бизнес-тренеров, задействованных в проекте в 2019 г. – 160.

Новых бизнес-тренеров – 116. Тренеров, работающих третий год год - 44.

 

Правила проведения отбора, аттестации и формирования резерва бизнес-тренеров проекта «Бастау Бизнес»/«Жас кәсіпкер» в рамках программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек» на 2017-2021 гг. (далее - Правила) разработаны в соответствии с Правилами обучения основам предпринимательства «Бастау Бизнес», утвержденными приказом МСХ РК и также с внутренними регламентами Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», с целью вовлечения в обучающий проект наиболее компетентных и подготовленных бизнес-тренеров.

  1. Основные квалификационные требования к кандидатам в бизнес-тренера

Основные квалификационные требования к кандидатам в бизнес-тренера, следующие:

  • возраст от 26 лет и старше;
  • наличие высшего образования (финансовое; экономическое; юридическое; аграрные специальности; техническое при условии, что опыт работы соответствует финансовым; экономическим и юридическим специальностям);
  • опыт запуска, сопровождения стартовых бизнес-проектов, желательно в сельских регионах, малых и моногородах;
  • знание и базовые навыки основ бизнес-планирования, финансового моделирования, исследований рынка, основ маркетинга, налогообложения, мер государственного регулирования занятия бизнесом;
  • опыт работы с начинающими предпринимателями, умение работать в группе от 15 до 70 человек, так и в индивидуальном порядке;
  • знание мер государственной поддержки МСБ, в т.ч. мер финансовой поддержки начинающих предпринимателей;
  • понимание устройства экономики предприятий, а также специфики рынка на селе и основных видов бизнеса;
  • высокие коммуникативные компетенции, в т.ч. навыки менторства/коучинга, умение выстраивать «обратную связь» со слушателями;
  • умение работать в команде с региональными палатами предпринимателей и взаимодействовать с государственными органами и партнерами проекта;
  • соответствие нормам профессиональной этики и стрессоустойчивость в условиях конфронтации.  

 

2. Порядок отбора бизнес-тренеров

Порядок отбора бизнес-тренеров включает в себя два основных раздела:

  1. предварительный (дистанционный);
  2. очный – в рамках тренинга для бизнес-тренеров (ТОТ).

 

Порядок отбора состоит из следующих этапов:

Первый - отправка резюме на эл. адрес cvbastau@gmail.com.

Второй – анализ резюме кандидата на соответствие основным квалификационным требованиям.

Третий – дистанционный отбор, который включает в себя рассылку заданий кандидату и ожидание их выполнения  в течение 2-х рабочих дней (заполнение резюме по стандартной форме, мотивационное эссе, анкета кандидата, выполнение практического задания для определения компетенций по бизнес-планированию, в частности  - составление финансовой модели).

Четвертый – очный отбор: приглашение для участия в 5-дневном тренинге для тренеров/ подтверждение профессиональных компетенций через онлайн-тестирование теоретических знаний, публичное выступление и уровень знаний по предмету, тестирование для определения уровня владения государственным языком – КазТЕСТ, практические навыки  в области консультирования  и разработки бизнес-плана и собеседование (после успешного прохождения предыдущего этапа- дистанционного отбора).

Четвертый - вхождение в кадровый резерв (в случае соответствия количества набранных баллов – «проходному» уровню. Проходной уровень составляет 70%). Организатор оставляет за собой право выбора претендента в бизнес-тренеры, при этом, набравшие «проходной балл», но не вошедшие в проект автоматически зачисляются в кадровый резерв. Претенденты, набравшие менее 70%, имеют право повторно сдать нормативы по согласованию с организатором, при этом организатор оставляет за собой право отказать ему в этом. Повторное участие допускается не ранее, чем через 6 месяцев после прохождения ТОТ.

Пятый - приглашение в проект в качестве бизнес-тренера.

  1. Формирование кадрового резерва

На базе центрального аппарата НПП РК «Атамекен» ежемесячно проходит обучение потенциальных бизнес – тренеров с целью пополнения кадрового резерва. Рабочей группой проекта «Бастау Бизнес»/«Жас кәсіпкер», была разработана процедура по отбору бизнес-тренеров, для формирования кадрового резерва.

Процедура и этапы отбора бизнес-тренеров (наставников):

  1. Информационное оповещение о наличии вакансий и наборе бизнес-тренеров (наставников).
  2. Прием и обработка первичных резюме и анкет. Критерии оценки и отбора.
  3. Анализ выполнения практических заданий. Критерии оценки и отбора.
  4. Формирование группы бизнес тренеров на ТОТ.
  5. Формат проведения ТОТ, критерии оценки и отбора.
  6. Формирование базы данных действующих и резервных бизнес- тренеров.
  7. Техническое оснащение процедур.
  8. Персонал и квалификация.

Информационное оповещение о наличии вакансий и наборе бизнес-тренеров (наставников)

Информирование о наличии вакансий и наборе бизнес-тренеров проводятся посредством:

  • размещения объявлений на популярных интернет ресурсах, таких как «Head Hunter»; atameken.kz и на официальных каналах социальных сетей НПП и проекта «Бастау»/«Жас кәсіпкер».
  • информирования сообществ и ассоциаций профессиональных компаний, специализирующихся на оказании аналогичных услуг;
  • через филиальную сеть региональных палат предпринимателей на областном и районных уровнях;
  • сформированных сообществ действующих бизнес-тренеров, работающих в данный момент в проекте «Бастау Бизнес»/«Жас кәсіпкер».

В данных объявлениях заявлены основные квалификационные требования, предъявляемые к потенциальным бизнес-тренерам и базовые условия их работы.

Прием и обработка первичных резюме и анкет. Критерии оценки и отбора

В целях идентификации, унификации и сравнительного анализа кандидатов разработана анкета потенциального бизнес тренера.

Объявление на официальном сайте НПП РК «Атамекен»: 

http://www.atameken.kz/ru/news/27868

 

Анализ выполнения практических заданий. Критерии оценки и отбора.

Кандидатам, соответствующим базовым требованиям квалификации, посредством электронной почты направляются рабочие практические задания. Цель заданий – провести оценку фактических знаний, навыков и умений кандидатов в части профессиональной пригодности на предмет бизнес планирования, консультирования по вопросам бизнеса.

Формирование группы бизнес-тренеров на ТОТ.

На основании выполненных заданий кандидатами в бизнес-тренера (наставники), проводится проверка уровня компетенций, знаний и навыков достаточных для оказания услуг.

Формируется сводная сравнительная таблица уровня компетенций кандидатов. На основании этой информации принимается решение о включении кандидатов в список приглашаемых на очную часть обучения и оценки. На каждого кандидата в бизнес-тренера проекта «Бастау Бизнес»/«Жас кәсіпкер» формируется личное дело.

Формат проведения ТОТ, критерии оценки и отбора.

Формат проведения ТОТ для кандидатов в бизнес-тренера (наставника). Продолжительность: 5 дней по 8 часов. Организатор оставляет за собой право изменять продолжительность проведения ТОТ. Форма: интерактивная.

Критерии оценки:

  1. Навыки публичных выступлений и уровень знаний по предмету.
  2. Оценка финансовой модели бизнес-плана.
  3. Уровень владения государственным языком – Қазтест.
  4. Онлайн-тестирование теоретических знаний.
  5. Backgrond и собеседование.

В целях унификации и прозрачности процедуры ТОТ разработано положение о проведении ТОТ.

В целях выявления компетенций публичных выступлений и уровень знаний по предмету используется смешанная форма выступления кандидатом на ранее заданную тему одного из модулей учебной программы или других тем.

Для оценки качества и уровня подготовки кандидата используется оценочная форма.

На основании оценочной формы формируется сводная оценка и средний балл по каждому критерию в виде таблице по каждому из кандидатов. По итогам выступления кандидатов формируется сводная сравнительная таблица.

Для выявления уровня практических навыков в части консультирования и разработки бизнес планов, кандидатам выдается рабочее задание и шаблон финансовой модели бизнес-плана.

Данное задание включает в себя консультационные аспекты работы и вопросы по анализу входных данных бизнес-планов, их анализу, выработке рекомендаций и финансовому анализу бизнес-проектов.

В целях выявления уровня владения государственным языком кандидаты проходят тест.

Интерактивное тестирование проводится для выявления уровня владения бизнес-тренером казахским языком.

Тестирование проведено по системе КАЗТЕСТ kazakhtest.kz/KAZTEST/. Система КАЗТЕСТ – это система оценки уровня владения государственным языком гражданами в Республике Казахстан. КАЗТЕСТ основана на принципах международных систем оценки языковых знаний, таких как TOEFL, IELTS, DALF/DELF, DSH, CELI, TÖMER, ТРКИ и т.д.

В системе КАЗТЕСТ за основу взята уровневая система оценки языковых знаний. По системе есть возможность определить объем владения казахским языком по следующим уровням:

  • уровень А1 (Уровень выживания/Breakthrough) – Қарапайым деңгей,
  • уровень А2 (Предпороговый уровень/Waystage) – Базалық деңгей,
  • уровень В1 (Пороговый уровень/Threshold) – Орта деңгей,
  • уровень В2 (Пороговый продвинутый уро­вень/Vantage) – Ортадан жоғары деңгей,
  • уровень С1 (Уровень профессионального вла­дения/Effective Operational Proficiency) – Жоғары деңгей,
  • уровень С2 (Уровень владения в совершенстве/Mastery).

 

Уровни

Балл

Уровень выживания

31-64 балл

Предпороговый

65-104 балл

Пороговый

105-119 балл

Пороговый продвинутый

120-134 балл

Уровень профессионального владения

135-145 балл

Уровень владения в совершенстве

146-150 балл

По окончании тестирования результаты каждого тестируемого распечатываются в виде информационной справки.

Для выявления уровня теоретических знаний кандидатов в бизнес-тренера проекта «Бастау Бизнес»/«Жас Кәсіпкер» проводится онлайн-тестирование теоретических знаний.

Итоговые результаты проведения ТОТ и оценка кандидатов сводится в общую таблицу.

 

Формирование базы данных действующих и резервных бизнес тренеров.

На основании выше перечисленных процедур и выявленных компетенций кандидатов формируется список тренеров с распределением их на действующих и резервных по решению рабочей комиссии.

Развитие компетенций бизнес-тренеров

С целью непрерывного повышения компетенций действующий и резервных бизнес – тренеров систематически проводятся вебинары, а также видеоконференции, спикерами которых являются приглашенные отраслевые специалисты, представители финансовых институтов, участием бизнес-тренера, обладающие набором компетенций в определенной области.

Участие в вебинарах является обязательным для бизнес-тренеров, входит в систему комплексной оценки работы.

 

  1. Аттестация бизнес-тренеров

С целью оценки компетенций бизнес-тренеров проводится аттестация бизнес-тренеров в виде онлайн-тестирования, выездных мониторинговых проверок, выполнения различных заданий, предусмотренных договором (маркетинговые исследования, сопровождение). Аттестация бизнес-тренеров проводится в течение всего периода действия договора:

  • на входе;
  • промежуточный;
  • на выходе.

По результатам аттестации и оценки обратной связи слушателей, сдачи отчетности выполненных работ, выполнении технической спецификации и целевых показателей КРІ рабочей комиссией принимается решении о продлении или расторжении договора по критериям оценки рейтинга бизнес-тренеров.

 

  1. Минимальные требования к бизнес-тренерам

Минимальные требования к бизнес-тренерам:

  • наличие высшего образования (желательно финансовое, экономическое, юридическое, аграрные специальности, техническое при условии, что опыт работы соответствует финансовым; экономическим и юридическим специальностям);
  • наличие сертификата о прохождении ТОТ «Бастау бизнес»/«Жас кәсіпкер» в НПП РК «Атамекен»;
  • наличие опыта работы не менее 3 лет в сфере предпринимательства или поддержки бизнеса и/или преподавательской деятельности или проведения тренингов.

Бизнес-тренер осуществляет обучение участников проекта «Бастау бизнес»/«Жас кәсіпкер», которое проводится в течение одного календарного года и реализуется по следующим этапам:

 

  1.  

Этап практического обучения

Бизнес-тренер обязан организовать и провести групповое практического обучение, общая продолжительность которого составляет 80 (восемьдесят)/60(шестьдесят) часов, при ежедневной нагрузке не менее 4 (четырех) часов в будние дни. Обучение проводится бизнес-тренером в соответствии с учебной программой, утвержденной оператором нефинансовой поддержки и согласованным с оператором Программы.

  1.  

Проведение индивидуальных консультаций

Бизнес-тренер обязан организовать и провести практическое консультирование. Количество сессий индивидуального практического консультирования зависит от потребности каждого участника обучения. При этом общая продолжительность консультирования не превышает 120 (ста двадцати)/90(девяносто) часов на одну группу.

  1.  

Сопровождение бизнес проектов

После завершения этапа практического обучения и/или получения решения о финансировании Поставщик обеспечивает сопровождение реализованных бизнес-проектов в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента запуска.

В рамках этапа сопровождения бизнес-проектов участники проекта при обращении в филиал РПП получают ответы на устные и письменные запросы, касающиеся операционных и стратегических вопросов становления и развития бизнеса, в том числе консультирование по вопросам маркетинга, сбыта, налогового регулирования и другие.

 

  1. Система рейтинга оценки бизнес-тренеров. Критерии оценки рейтинга бизнес-тренеров.

Рейтинговая оценка деятельности бизнес-тренеров направлена на поддержку, развитие и стимулирование качественной их деятельности с целью повышения эффективности реализации обучения основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес»/«Жас кәсіпкер» в рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы «Еңбек». Рейтинговая оценка деятельности бизнес-тренеров регламентирована Положением, которое определяет порядок ее проведения. Условия Положения являются обязательными к исполнению и распространяются на имеющийся состав бизнес-тренеров, участвующих в проекте.

В рамках организационного этапа, в 2017 году перед стартом проекта осуществлялся отбор претендентов на позицию бизнес-тренеров.

Отбор бизнес-тренеров проходил в два этапа. Отбор посредством телефонного собеседования, по результатам которого из 250 претендентов было отобрано 134 кандидатов в бизнес-тренеры, имеющие базовые компетенции. Наиболее компетентные из них были приглашены для участия в практическом тренинге для бизнес-тренеров в г. Астану (8-22 марта2017 г.).

Практическое обучение продолжительностью 12 рабочих дней проводилось по специальной программе (основа 12 модулей обучения безработных и самозанятых) с привлечением бизнес-тренеров-практиков, представителей финансовых институтов – АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», «Аграрная кредитная корпорация», специалистов НПП «Атамекен», преподавателей профильных дисциплин КазГУЮ, представителей заинтересованных министерств и ведомств.

Полное двухнедельное практическое обучение прошли 96 бизнес-тренера из 134. Из 96 бизнес-тренеров 80 были направлены в 80 районов для дальнейшей работы.

При отборе бизнес-тренеров учитывались такие основные критерии, как: практический опыт в качестве бизнес-тренера, опыт запуска и сопровождения бизнес-проектов, навыки работы с сельской аудиторией, навыки разработки бизнес-планов, знание основ финансового анализа, мер господдержки.

Отбор бизнес – тренеров осуществляется согласованно с заказчиком МинЭК РК.

Параллельно подготовке бизнес-тренеров был осуществлен набор претендентов на позицию районного координатора проекта.

Координатор проекта – физическое лицо, в функции которого входит организация занятий по основам предпринимательства, анализ эффективности практического обучения, организация «обратной связи», а также содействие обучающимся при подготовке бизнес-плана.

Собеседование и отбор районных координаторов осуществляется областным РПП.

На базе центрального аппарата НПП РК «Атамекен» ежемесячно проходит обучение потенциальных бизнес – тренеров с целью пополнения кадрового резерва. Рабочей группой проекта была разработана вышеуказанная процедура по отбору бизнес-тренеров для формирования кадрового резерва. Потенциальный бизнес-тренер может отправить резюме на электронный адрес - cvbastau@gmail.com.

С целью непрерывного повышения компетенций действующих и резервных бизнес – тренеров систематически проводятся вебинары и видеоконференции, спикерами которых являются приглашенные отраслевые специалисты, представители финансовых институтов и бизнес-тренера, обладающие набором компетенций в определенной области.

Участие в вебинарах является обязательным для бизнес-тренеров и входит в систему комплексной оценки работы.

В конце каждого года проводится рейтинг по эффективности каждого бизнес-тренера по проекту. Критерии - выполнение KPI (количество профинансированных проектов); грамотность по фин.анализу (оценка по тестам и задачам, качество бизнес-планов), мониторинг качества процесса обучения (посещаемость, фото-видеоотчеты); мониторинг участников проекта, удовлетворенность слушателей (объем звонков слушателей в колл-центр), информационное сопровождение, оценка РПП (дисциплина в предоставлении актов, сдача подтверждающих KPI документов).

 

 

Номинация

ФИО бизнес-тренера

1

Лучший региональный бизнес-тренер

Абдрахманова А. (Акмолинская обл.)

Макашева Ж. (Актюбинская обл.)

Байшоланов Е. (Алматинская обл.)

Азаматов А. (Атырауская обл.)

Алимханов Б. (ВКО)

Дулатов Н. (Жамбылская обл.)

Бадеева З. (ЗКО)

Касимова М. (Карагандинская обл.)

Бекмурзаева А. (Костанайская обл.)

Жарилкаганов А. (Кызылординская обл.)

Медеуов Н. (Мангистауская обл.)

Балтабаева Г. (Павлодарская обл.)

Кажрахимов Б. (СКО)

Кенжебеков Ж. (ЮКО)

2

«Лучший бизнес-тренер 2018 года»

Ерниязов К.

3

Номинация «Прорыв года»

Карипжанов Е.

Бикенов М.

4

Номинация «Ментор года»

Рахимжанов Т.

5

Номинация «Идейный вдохновитель»

Багжаева Г.

6

Номинация «Формирование экономических взаимосвязей»

Токабаева Ж.

7

Номинация «Финансовое моделирование»

Ергалиев Р.

8

Номианция «Нестандартная подача  материала»

Джексемба А.

9

Номинация «Лучшее информационное сопровождение»

Жетписова Ш.

Сейткалиев Ж.

10

Номинация «За активное участие в двух регионах»

Ж.Мендикулов

11

Номинация «За активное участие в двух регионах»

Н. Абдрахманов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дочерние организации

Партнеры