Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Предприниматели просят регламентировать действия проверяющих госорганов по проверкам проектов ГЧП

05 Октября 2022
6572 просмотров

Предприниматели поддержали инициативу НПП регламентировать действия проверяющих госорганов по проверкам проектов государственно-частного партнерства.

Возможности решения многих системных вопросов в сфере ГЧП благодаря совместной работе экспертного сообщества и министерства национальной экономики обсудили в ходе заседания Совета по мониторингу проектов ГЧП под председательством депутата Мажилиса Парламента РК Аманжана Жамалова на площадке «Атамекен».

Однако нерешенными остаются вопросы, которые делают непривлекательным инструмент ГЧП для инвесторов. В частности, в Палате предпринимателей считают необходимым регламентировать функции и действия проверяющих госорганов. В ходе проверок проверяющие госорганы оценивают целесообразность применения ГЧП исходя из бюджетного подхода, где критерием является сопоставление только бюджетной нагрузки при реализации проекта ГЧП и бюджетного проекта.

 

«На практике по результатам проверок договор ГЧП расторгается на стадии эксплуатации, когда инвестиции уже вложены. Глава государства озвучил, что привлечение инвестиций – задача приоритетная. В этой связи предлагаем определить границы подобных проверок, чтобы оставить механизм привлекательным для потенциальных инвесторов», – рассказал руководитель аппарата НПП РК «Атамекен» Бауржан Оразгалиев.

С подобной проблемой инвесторы столкнулись в проекте ГЧП по управлению отходами, который реализуется в Алматы с 2017 года. Компания привлекла 6 млрд инвестиций и на 5 году реализации оказалась заблокирована из-за проверки Агентства по защите и развитию конкуренции.

«На пятый год проекта пришло уведомление, где сказано, что компания неправильно собирает с населения за переработку. И это без учёта, что второй год в стране действует новый экокодекс и понятие сортировки стало неотъемлемой частью переработки. Это привело к тому, что частный инвестор не знает, что делать. Создается прецедент, что любой госорган, а к делу уже подключилась прокуратура, может нашего инвестора заблокировать так. Под угрозой санитарно-эпидемиологическая обстановка региона. Проверки госорганов в пух и прах разносят государственно-частное партнёрство», – рассказал председатель правления ассоциации по управлению отходами «KazWaste» Шынболат Байкулов.

Подобная ситуация остановила проекты в данной отрасли в других регионах. Предприниматели опасаются и не хотят вкладываться.

Эксперт ГЧП Алмас Садыков поддержал инициативу НПП «Атамекен» в части регламентации проверок надзорных органов и включения в законодательство ГЧП ограничений на проверки после заключения договора ГЧП.

«Есть ряд проектов с заемным капиталом, инвесторами. Когда договора подписаны, но еще не произошло финзакрытие, надзорные органы рекомендуют прекратить проект, банки прекращают финансирование. Мы предлагаем, чтобы проверки проходили в операционный периоды и во время планирования, но не инвестиционный период, так как ГЧП в первую очередь – это привлечение инвестиций в инфраструктуру», – отметил Шынболат Байкулов.

Ряд вопросов для повторного рассмотрения в рамках законопроекта озвучил руководитель Службы превенции Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции Саян Ахметжанов. Выступающий остановился на необходимости публиковать в открытых источниках информацию о проектах ГЧП, чтобы не создавать коррупционных рисков, а в оценку эффективности проектов добавить оценку вклада данного проекта в региональное развитие. Также спикер остановился на вопросе софинансирования проектов.

«Предлагаем сделать доли инвесторов и государства равными 50-50, так как сегодняшний метод финансирования показал, что больше вовлекается государство», – подчеркнул Саян Ахметжанов.

 

«Что касается цифр, которые нам приводили госорганы по эффективности проектов ГЧП. Расчеты эффективности проектов ГЧП очень сложные. Любой инвестиционный проект — это проект не одного года. Его конечные результаты должны рассчитываться по конечному временному отрезку», - согласился председатель Совета мониторингу проектов ГЧП НПП «Атамекен» Аманжан Жамалов.

По словам председателя совета, проекты зачастую отменяются на любой стадии с формулировкой «рекомендовано расторгнуть договор». В итоге некорректная формулировка сталкивает стороны ГЧП в судебные споры и конфликты.

«Эта формулировка с большими изъянами, так как проект проходил экспертизу.  Кроме того, его необходимость подтверждали компетентные органы. И когда проверяющие выдают заключения об экономической ненужности, то получается, что работа компетентных органов, проведенная ранее, становится бессмысленной и некомпетентной», – подчеркнул Аманжан Жамалов.

От также отметил, что проекты, которые прошли все стадии согласований, экспертизы и заключений, признаны нужными и начали реализовываться, должны быть закончены. Кроме того, внимание было сфокусировано на компетентности и подготовленности проверяющих органов.

«Как мы знаем все специалисты, эксперты ГЧП так или иначе занимаясь ГЧП, проходят обучение, повышение квалификации, получают также сертификаты международного образца. Как можно быть специалистом в той области и выписывать рекомендации расторгнуть договор, в которой слабо разбираешься?» – задал вопрос представителю Агентства по защите и развитию конкуренции депутат.

Завершая заседание, Аманжан Жамалов отметил, что проекты ГЧП – это долгосрочные проекты.

 

«Всё меняется, что-то может пойти не по плану по вине обеих сторон. Если нарушения устранимые – нужно устранять. Если за нарушения есть санкция – нужно применять. Расторжение – это крайний вариант, это необходимо понимать. Чистых инвестиций во всем мире становится всё меньше. Инструмент ГЧП надо развивать. Государственно-частное партнерство – это продуманные инвестиции государством. Должен быть уровень защищенности частного партнера», - подчеркнул депутат Аманжан Жамалов.

Он также подчеркнул, что необходимо предусмотреть правила проверок по проектам ГЧП, а также акцентировал внимание, что обращения частных партнеров по итогам проверок должны решаться на коллегиальных апелляционных комиссиях по примеру налогового органа, а решения таких комиссий должны иметь обязательную силу для госорганов.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры