Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Коневодство в Казахстане: важно сохранить генофонд

12 Декабря 2016
25061 просмотров

Создать банк семени казахстанской лошади предлагают специалисты

Территория Казахстана была центром одомашнивания лошадей, поэтому такой «золотой фонд» спустя годы может спасти мировое коневодство.

Центр агрокомпетенций Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» провел 32 семинара по коневодству в 12 областях Казахстана. Специалист по табунному коневодству, замдиректора Всероссийского научно-исследовательского института коневодства, кандидат сельскохозяйственных наук Александр Зайцев провел точечные консультации базовых хозяйств даже в глубинках, самых отдаленных аулах. Вместе с ним проводил обучение фермеров также эксперт по коневодству Нацпалаты, кандидат сельскохозяйственных наук Даурен Сыдыков.

- Александр Михайлович, казахи издревле занимались разведением лошадей. Как Вы оцениваете на сегодня развитие этой отрасли в нашей стране?

-Казахстан, пожалуй, занимает в Евразии первое место по практическому использованию лошадей, и у вашей страны большие перспективы для развития табунного коневодства, поскольку есть и пастбища, и поголовье лошадей. Рынок сбыта, думаю, обязательно найдется. Спрос на конину будет всегда.

-Как в этом вопросе обстоят дела в России? Насколько развито сотрудничество двух стран?

- Сейчас сложилась парадоксальная, даже можно сказать, обидная ситуация. У нас в системе мясного табунного коневодства официально, по статистике, зарегистрировано более 420 тыс. голов лошадей. Но даже в этих условиях Россия закупает для переработки аргентинскую конину, хотя наши страны могли бы сотрудничать в области переработки. Рынок у нас огромный. Это очень перспективное направление, учитывая то, что табунное коневодство - самая низкозатратная отрасль среди всех видов пастбищного животноводства. Это минимальные вложения, очень качественная продукция и большой спрос.

-Даурен Алдамжарович, что Вы можете сказать о рынках сбыта казахстанской конины? Будет ли она востребована в Европе, учитывая различия в менталитете?

-В Европе нет понятия «конина». У них чаще всего употребляют жеребятину, как диетический продукт. Конину они используют в изготовлении продукции. Европейцам чужд такой подход, когда на прилавке выкладывают конину целыми кусками. В свое время многие в Казахстане наивно полагали, что Европа, попробовав наши қазы-қарта, сразу полюбит эту продукцию и  будет ее активно скупатьу нас. Это, мягко скажем,абсурд. Европа никогда употреблять конину в том виде, в котором мы ее едим, поскольку у них по специфике весь жир идет техническим. В связи  с этим, считаю, что нам необходимо наладить переработку конины, чтобы экспортировать в Европу уже почти готовый продукт - полуфабрикат.

- То есть все-таки европейцы употребляют в пищу конину?

-Наши бизнесмены изучали спрос на конину в Италии. Старые итальянские заводы, которым больше 100 лет, готовы в год закупать у нас до 50 тыс. туш лошадей. Но у них есть определенные условия. В их технологии изготовления колбас, оказывается, должно присутствовать до 40% конины. И они все ориентируются на Аргентину, которая поставляет им такой полуфабрикат.

Недавно я беседовал с одним аксакалом, который в свое время возглавлял совхоз в Акмолинской области. И он рассказал, что, оказывается, во время царской России здесь, в селе Коянды, работал консервный завод, который перерабатывал конину для армии.

- Александр Михайлович, развита ли переработка конины в РФ?

-Действительно, сырьевой путь - это неправильно. Тут только переработка. Россия, к сожалению, очень слабо в этом плане развивается. Коневодство развивается, табунное коневодство развивается, а вот с переработкой у нас огромные проблемы, потому что большинство переработчиков использует жилованное, бескостное мясо. А наши мясокомбинаты не могут им в таком объеме предоставить свои ресурсы. Получается, что дешевле закупать в Аргентине.

-Александр Михайлович, какие еще проблемы Вы заметили в коневодстве Казахстана?

-Есть еще один больной вопрос для всего мясного табунного коневодства. При кажущемся большом поголовье - в Казахстане насчитывается более 2 млн лошадей, из них всего порядка 30%, или 700 тыс., это кобылы. А кобылы - это основное условие дальнейшего роста поголовья и его развития. В любом табуне самым минимальным количеством считается примерно 45%. Это абсолютный минимум. А вообще надо доводить поголовье кобыл до 60 и более процентов. Это позволит поголовью интенсивно прирастать, сделает более эффективной селекционную работу.

-В чем причина такого дисбаланса?

-Это складывается из многих факторов. Во-первых, необходимо рационально формировать косяки – подбирать кобыл к жеребцу. Ветеринарное обеспечение должно быть хорошее. Когда все эти меры выстраиваются, то, соответственно, и выход жеребят сразу увеличивается.

-В России есть очень богатое семенное хранилище. Казахстан какой-то интерес к нему проявляет?

-В области табунного коневодства практически нет, потому что не все породы, которые у нас хранятся, могут быть здесь эффективно применены как улучшатели. Можно даже и ухудшить этим искусственным осеменением. Здесь другой вопрос. Может быть, стоит подумать о создании в Казахстане такого рода банка? Храниться материал может практически вечно, затраты небольшие. Даже в непосредственной постоянной селекционной работе можно использовать этот метод. Это будет такой золотой запас. Сохранять генофонд - это очень важно.

-Даурен Алдамжарович, используется ли у нас в Казахстане искусственное осеменение?

-В табунном коневодстве не используется. Есть робкие попытки отдельных бизнесменов завозить замороженную сперму рысаков, тяжеловозной. Но этот вопрос сегодня нужно прорабатывать, потому что завтра он возникнет. К примеру, только вчера в кругу товаропроизводителей мы говорили о том, что для сохранения нашего генофонда нам нужно заглянуть в генофонд якутской лошади. Якутская лошадь тысячелетия назад ушла вместе с якутами именно отсюда, наука это подтверждает. Генофонд якутской лошади вернуть бы сюда и посмотреть,  освежить, так сказать, кровь. Но это проблематично: до Якутии - 10 тыс. километров, оттуда живую лошадь привезти очень затратно. Но, если бы там был банк семени, мы бы приобрели и  могли бы тут же заняться селекционной работой.

Также кто-то, может, мечтает о казахской лошади. Я разговаривал с кембриджскими учеными. Они, когда уезжали, сказали: «У вас, конечно, наука слабая, но перспективы у вас громадные». Центр одомашнивания лошади - казахская степь. И сейчас все мировые породы несут какую-то наследственность. Они искусственные, любые катаклизмы, и с ними может что-то произойти. Не сегодня, но лет через 50 ученые вернутся к вам, чтобы с этой платформы, с которой произошли все лошади, создавать новые породы. Поэтому у нас должен золотой фонд сохраниться, чтобы потом продавать.

-Как в Казахстане субсидируется коневодство? Насколько эффективно работает господдержка в этой сфере?

-Субсидии, выделяемые сегодня, они, конечно, работают, но достаточно вяло. Есть много лазеек для фальсификации. На наш взгляд,  все эти субсидии необходимо исключить и оставить только на маточное поголовье. Сейчас в Казахстане 700 тыс. кобыл – это всего одна треть из 2 млн. Из них получается всего 300 с лишним тыс. - это всего 50%. Если сейчас начать субсидировать маточное поголовье, то, по нашим расчетам, буквально через 5 лет поголовье лошадей вырастет до 3 млн., из них 2 млн. - кобылы. Представляете, если 2 млн. кобыл, даже при самом худшем раскладе, принесут приплод - миллион жеребят,  то постоянный прирост в миллион ежегодно - это колоссальные цифры для нас.

-Как Вы считаете, Александр Михайлович, какой потенциал у молочного коневодства в Казахстане?

-Молочное коневодство далеко не в том потенциале, которого можно достичь. Спрос на кумыс всегда будет присутствовать. Но не это главное сейчас. Сейчас очень интересным направлением является развитие технологии по сублимационной сушке молока, создание запасов сухого кобыльего молока. Они могут быть использованы и для производства, это молоко может продаваться и за рубеж, спрос на него есть. Детское питание. Были целые проекты, которые основаны на том, что кобылье молоко максимально приближено к женскому. Это очень перспективное направление. Здесь есть своя специфика, и собственникам лошадей надо обязательно объяснять технологии содержания поголовья на кумысных фермах.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры