Почему в Астане боязно открывать бизнес?
Итоги исследования НПП по изучению предпринимательского климата в регионах
Как показал обзор ранних предпринимательских намерений населения в регионах-лидерах, бизнес в РК все еще находится в зачаточном состоянии развития. Предпринимательство на данном этапе не сформировалось в виде отдельного, конкурентоспособного вида деятельности. Даже в регионах-лидерах, не говоря уже о регионах со средними и низкими показателями предпринимательских намерений, предпринимательство скорее вынужденная мера, нежели осознанный выбор деятельности. Масштабы будущих предприятий и их финансовые возможности указывают на низкий потенциал будущих предпринимательских инициатив в обеспечении занятости населения и прибыльности предприятий.
1.2. Регионы со средним уровнем бизнес-инициативы
В отличие от регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров, регионы со средним уровнем бизнес-инициативы демонстрируют высокий уровень урбанизации будущих предпринимателей. Так, более двух третей потенциальных предпринимателей из регионов со средним уровнем бизнес- инициативы проживают в городах. Преобладание городского населения среди будущих предпринимателей по данной категории регионов объясняется наличием двух крупнейших городов республики в составе данной группы.
Гендерная структура респондентов свидетельствует об относительном равенстве полов в структуре будущих предпринимателей.
Анализ возрастной структуры респондентов показал, что среди выделенных возрастных групп лидируют группа более молодых представителей населения в возрасте (25 – 34 лет) - 25%, а также более зрелая группа (45-54) - 23,1%. Менее всего представлены молодые люли в возрасте от 18 до 24 лет (18%), а также взрослое населения в возрасте от 55 до 99 лет (14,7%).
В целом, как показал проведенный анализ, регионы со средним уровнем предпринимательской инициативы в незначительной степени отстают от регионов-лидеров по многим параметрам. Так, к примеру, по показателю информированности будущих предпринимателей о возможностях ведения бизнеса на опыте близких знакомых регионы со средним уровнем бизнес-инициативы не намного отстают от регионов-лидеров (Рисунок 13).
Среди областей, вошедших в состав группы, наиболее высокие показатели отмечаются в Мангистауской и Западно-Казахстанской областях, где 9 из 10 начинающих предпринимателей информированы об успехах их знакомых по ведению бизнеса. Лидерство вышеобозначенных регионов, на наш взгляд, связано с увеличением количества субъектов малых и средних предприятий в данных областях, что является хорошим импульсом для остальных потенциальных и начинающих предпринимателей.
Среди отстающих областей по данному показателю можно выделить Жамбылскую и Костанайскую области, где информированность потенциальных предпринимателей незначительно ниже среднего показателя.
Остальные регионы показывают средний уровень информированности.
Уровень информированности потенциальных предпринимателей, %
Источник: составлено на основе социологического опроса населения
Регионы со средним уровнем будущих бизнес начинаний демонстрируют также сопоставимые результаты по показателю появления благоприятных условий в ближайшей перспективе. Наиболее оптимистично оценивают перспективы появления благоприятных условий для запуска бизнеса в Мангистауской, Атырауской областях и г. Алматы (Рисунок 14).
. Возможности по открытию нового бизнеса в регионе, %
Источник: составлено на основе социологического опроса населения
Относительно отрицательные условия среди регионов сложились в 4 областях и г.Астана (в Восточно-Казахстанской, Костанайской, Жамбылской областях).
Первые две области расположены в приграничной зоне с Россией, что, возможно, оказало отрицательное влияние на оценку потенциальными предпринимателями перспектив появления возможностей для открытия бизнеса в регионе.
Относительно низкий уровень в Жамбылской области объясняется незначительным развитием предпринимательской среды в регионе, выраженная в незначительном выпуске продукции, занятостью в секторе МСП и т.д.
Относительный пессимизм потенциальных предпринимателей г. Астана по отношению ожидаемым изменениям в условиях для запуска бизнеса объясняется особенностью ведения бизнеса в столичных условиях. На сегодняшний день город стремительно развивается, в том числе за счет МСП. Высокая доля выпуска продукции и услуг МСП в ВРП страны, а также высокая концентрация компаний приводит к тому, что для новых компаний выход на общий рынок представляет определенные сложности по многим критериям: дороговизна арендных площадей, высокая конкуренция, присутствие иностранных компаний, высокий уровень требований со стороны потребителей и т.д.
По уровню квалификации потенциальных предпринимателей, регионы со средним уровнем бизнес-инициативы превосходят показатели по регионам-лидерам (Рисунок 15). Так, как показали результаты опроса, 6 из 10 потенциальных предпринимателей данной группы регионов имеют высокий уровень знаний и опыта, необходимых для запуска своего дела.
Наиболее высокий уровень знаний внутри группы был отмечен в Восточно-Казахстанской, Мангистауской и Павлодарской областях и г.Алматы. Остальные области отстают от среднего уровня незначительно.
Уровень компетентности потенциальных предпринимателей, %
Источник: составлено на основе социологического опроса населения
Примечательно, что регионы со средним уровнем бизнес-инициативы демонстрируют более высокий уровень рискоориентированности, нежели будущие предприниматели регионов-лидеров. Наиболее высокий уровень уверенности в будущих начинаниях демонстрируют три области: Восточно-Казахстанская (9 из 10 начинающих предпринимателей уверены, что могут открыть свое дело), Костанайская (8 из 10) и Мангистауская (8 из 10) (Рисунок 16).
Относительно низкие показатели (высокий уровень страха) демонстрируют Павлодарская область и г. Астана.
Уровень уверенности потенциальных предпринимателей, %
Источник: составлено на основе социологического опроса населения
Будущие предприниматели группы со средним уровнем бизнес-инициативы считают, что большинство людей в стране предпочитают схожий для всех уровень жизни. Исключение составляют только Атырауская и Западно-Казахстанская области.
Уровень предпринимательского мировоззрения, %
Источник: составлено на основе социологического опроса населения
Также, большинство потенциальных предпринимателей разделают мнение, что предпринимательство – это перспективная карьера и хороший выбор специализации, сами предприниматели в их глазах имеют высокий статус в обществе (данное мнение разделают 8 из 10 человек). Отрадно, что по данному показателю зафиксирован максимально положительный ответ потенциальных предпринимателей, так как высокая оценка предпринимательства обществом оказывает значительное влияние на уровень раннего предпринимательства.
По отношению к оценке работы СМИ в формировании положительного образа предпринимателя наблюдаются неоднозначные результаты. Очень высокие показатели (выше 80%) демонстрируют две области (Жамбылская и Павлодарская области) и г. Астана. Низкие показатели были отмечены в Мангистауской, Костанайской и Западно-Казахстанской областях.
Благоприятность регионов, вошедших в данную группу, для запуска нового дела расценивается большинством респондентов негативно. Так, только 4 из 10 потенциальных предпринимателей считают, что открыть свое дело в Казахстане легко. Относительно высокая оценка условий для открытия бизнеса дана респондентами из Костанайской и Западно-Казахстанской областей. Крайне низкие условия для запуска своего дела отмечают будущие предприниматели г.Астана, в котором только 2 человека из 10 отмечают легкость открытия бизнеса в стране, что связано, как отмечалось выше, с высокой плотностью предприятий и конкуренцией.
Также небольшое количество потенциальных предпринимателей отмечают, что предпринимательство направлено на решение социальных проблем. Астана также в данном вопросе значительно отстает относительно остальных областей. В Жамбылской, Мангистауской и Павлодарской областях считают, что предпринимательство характеризуется высокой социальной направленностью.
Регионы со средним уровнем бизнес инициативы демонстрируют слабые результаты по реализации реальных шагов для запуска своего дела по сравнению с регионами-лидерами.
Источник: Исследования НПП РК «Атамекен» условий ведения бизнеса в регионах Казахстана по заказу Министерства национальной экономики РК
Оставьте комментарий:
Комментарии: