Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Закон толкает на незаконные действия

02 Ноября 2016
- Карагандинская область
6852 просмотров

Часть проблем стройиндустрии, в частности, вопрос качества, можно решить путем совершенствования законодательства о государственных закупках

Несовершенства законодательства о государственных закупках не только создают сложности в работе строительных компаний, но и напрямую влияют на качество строительства, заявляют в Ассоциации застройщиков Карагандинской области.

При проведении капитальных ремонтов и реконструкции государственных учреждений проводится тендер на оказание услуг. В итоге организация отчитывается, что провела тендер с 80-100% казахстанским содержанием только на основании того, что это был тендер на услугу, победителем которого стала казахстанская строительная компания. Применение казахстанских строительных материалов и оборудования таким подрядчиком сводится к минимуму, потому что в приоритете опять-таки вопрос цены, зачастую, к сожалению, в ущерб качеству. Сам подрядчик вправе выбрать и распорядиться средствами, которые у него в наличии. И тут вопрос обеспечения мест  остается зыбким - это все на усмотрение подрядчика.

По словам Найли Каирбековой, председателя Ассоциации застройщиков области, очень много нареканий сегодня имеются к качеству строительства, застройщикам и заказчикам, и, в основном, это проблемы законодательного характера.

«Проведя такой тендер с якобы «высоким» процентом казсодержания, мы не только не поддерживаем казахстанских производителей, но и обрекаем бюджет на то, что через 1-3 года, когда закончится указанный в условиях тендера срок гарантийного обслуживания, деньги из бюджета понадобятся снова, на те же самые работы», - говорит председатель общественной организации.

Пока ценовое предложение в госзакупках приоритетно, бороться с демпингом невозможно, заявила Найля Каирбекова, подчеркнув, что «беспредельному снижению цен должен наступить конец». Ассоциация предлагает срок залогового обеспечения увеличить до сроков гарантии подрядчика (как правило, 3 года), либо, согласно ГК РК, до 9 лет.

Кроме того, при строительстве в Казахстане не соблюдаются принципы экономичности и эффективности, в частности, п. 2 ст. 8 закона «Об энергоэффективности и энергосбережении», в частности, «не допускается приемка в эксплуатацию новых объектов, которые не оснащены автоматизированными системами регулирования теплопотребления». По словам Н. Каирбековой, при этом нет четко прописанных требований к тому, что именно должно входить в данную «автоматизированную систему», чтобы добиться экономии тепла, воды и электроэнергии.

«Зачастую все заканчивается установкой АТП и счетчиков. Принесет ли это реальную экономию в процессе эксплуатации здания, никто заранее не считает. При этом большая часть строительных материалов, выпускаемых нашими производителями, рассчитана именно на такую, долгосрочную экономию бюджетных денег. Но по факту здание строится и укомплектовывается по приоритетности удешевления на этапе строительства. Сегодня все, начиная от президента до производителя, говорят, что наиболее экономично строить энергоэффективные здания. Но мы на это не смотрим, для нас главное - цена», - возмущена председатель ассоциации, которая настаивает на разработке четких подзаконных актов и нормативно-сметных документов, требующих от проектировщиков закладывать в ПСД энерго,- и теплосберегающие  материалы и технологии в соответствии с требованиями закона. Кроме того, необходимо просчитывать не только затраты на строительство государственных объектов, но и на их дальнейшую эксплуатацию и содержание.

Адиль Абишев, руководитель отдела внутреннего аудита департамента внутреннего государственного аудита по Карагандинской области, сообщил, что во избежание критических ситуаций законом предусматривается привлечение экспертов на этапе приема работы и услуг.

«Конкурсная комиссия отвечает только за соответствие квалификационным требованиям, документацию. А испытание товара - право заказчика, закон их не ограничивает. Только это право обычно не практикуется, заказчики попросту не хотят искать, приглашать, включать эксперта в комиссию по тестированию», - говорит руководитель представитель госоргана.

Технические спецификации администраторов госзакупок должны быть четкими и не подлежащими различной трактовке, согласовываться всеми сторонами-участниками. Однако, считает директор Ассоциации предпринимателей Карагандинской области Серик Санаубаев, заказчики боятся сделать все по уму, опасаясь санкций проверяющих органов.

«Они боятся, что придет прокуратура и обвинит в том, что они понасоздавали все под себя. Хочу добавить, что при выявлении нарушений эту информацию нужно доносить до внимания всех остальных администраторов, чтобы они избегали этих ошибок, особенно администраторов в сельской местности. Обмен информацией должен инициироваться вашим департаментом», - посоветовал С. Санаубаев органам государственного аудита.

Адиль Абишев сообщил, что на портале имеется правовой раздел, где размещается подобная информация, однако предприниматели сомневаются, что администраторы заглядывают на портал в поисках таких сведений.

Н. Каирбекова также обратила внимание на факт не совсем законного требования со стороны организаторов в техспецификациях.

«Очень часто при формировании техспецификации закладываются механизмы, которых не существует. К примеру, требуют «ямокопатель». Такого в природе нет, а в техдокументации есть. И подрядчик придумывает механизм. Или возьмем «бульдозер». Это используется в строительстве канализационных, инженерно-коммуникационных систем. Причем в этих отдельных случаях требуют разные бульдозеры. Хорошо, с этим мы смирились и привыкли договариваться с коллегами, мы возьмем ваш бульдозер и укажем в договоре. А используют они свой единственный бульдозер для отдельных видов работ. Зачем это нужно? Мы же сподвигаем подрядчиков к незаконному поведению. Прокладывать разные трубы разными бульдозерами - это смешно!», - говорит председатель ассоциации застройщиков.

Ассоциация застройщиков предлагает цепочку контроля над приоритетным использованием местных строительных материалов и оборудования довести до логического конца, и требовать от поставщиков не только низкую цену и работу в срок, но и применения услугодателем материалов местного производства.

Член регионального совета Александр Перов предложил документы по технической спецификации согласовывать всеми сторонами-участниками – потенциальными заказчиками и поставщиками, а после отдавать на экспертизу в департамент внутреннего государственного аудита, чтобы проверить законность всех пунктов. Такой опыт всех сторон позволит учесть интересы и заказчиков, и поставщиков, а также избежать нарушения закона, уверен предприниматель, на что получил ответ от А. Абишева «всегда готовы!».


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры