astana-view

Бала-Аулие

Мангистауская область
Не доезжая до поселка Саин, неподалеку от дороги, разбросаны древние захоронения идентичной формы – койтасы. На одном из них имеется тамга в виде буквы W. В окрестности располагается так называемое «лысое место», или «чистое место». Около него обнаружен кубула - камень странной формы с выемкой в направлении запада, на Мекку. Местные старожилы предполагают, что это и есть михрабный камень степной мечети, место для молитвы. Аксакалы обратили внимание на то, что дорога в этом месте достаточно благоустроена. Но при этом именно здесь происходит большое количество аварий, причем со смертельным исходом. Согласно древним обычаям, у святых мест нужно останавливаться и молиться. Однако проезжающие по этой дороге и не догадываются, что неподалеку расположено захоронение. Энтузиасты участка ритуальных услуг ГКП «Коктем» очистили это место, установили мраморную плиту с надписью «Бала аулие» и построили небольшой саганатам. Как сказал один из организаторов восстановительных работ Докторбай Нуржаков, «чем больше будет святых мест, тем чище будет земля». По словам имама мечети поселка Акшукур, Исламберды, там находится могила мальчика, а рядом - его учителя. Как их зовут, уже никто не помнит. Из поколения в поколение передавали сведения лишь о том, что это были святые люди, у могил которых надо поклониться. Эти священные камни в степи высятся для того, чтобы люди помнили своих предков, помнили все хорошее. Человек всегда мечтал о бессмертии, хотел жить дольше отпущенного судьбой. Для этого и дана память – преодолевать время, его границы, оттягивать последний час смерти. Камни святых мест, мест откровения, всегда наполнены памятью. Именно поэтому многие люди боятся этих камней. Им кажется, что здесь как рентгеном просвечивается человеческое нутро. Наполнить себя добрым, непостыдным - задача, которую ставит перед собой паломник, посещающий погребения предков. Человеку нужна вера, высшие идеалы. Именно поэтому во все времена он придумывал богов-покровителей, ценителей достижений человеческих. В общем-то, самое главное предназначение божественных святынь – повернуть людей друг к другу, заставить их любить и понимать друг друга. В далеком туркменском селении жила прекрасная Кыз. Трава выравнивалась, чтобы взглянуть на нее, когда она проходила мимо. Вода в реке замирала, чтобы впитать в себя ее образ, когда она склонялась над водой. Ветер утихал, когда она пела. А когда шла Кыз рядом со своим женихом, то самая лютая ненависть превращалась в любовь. Все ждали их свадьбы, зная, что после нее в селении не будет ни ссор, ни брани. Но однажды мимо проезжал бай. Увидев Кыз, он пришел к ее родителям: - Я женюсь на вашей дочери, какой нужен калым? - Она посватана и отдана другому. Выхватил бай меч, выскочил на улицу и, найдя жениха Кыз, жестоко убил его. - Ну что? Теперь она свободна? Я ее покупаю. На что разгневанные родители ответили: - Наша дочь никогда не станет женой убийцы ее жениха. Разозлился бай, выхватил меч и убил родителей. Но земляки спрятали Кыз и не отдали ее баю. Бай уехал с намерением вернуться со своими воинами и найти девушку. Тяжелая туча горя согнула плечи красавицы. Ушла она подальше от селения и взмолилась: - О Аллах, зачем ты подарил мне жизнь, если я стала причиной смерти всех моих любимых людей?! Как я смогу теперь жить с этой виной? С небес спустился к ней Аллах и молвил: - Не виновата ты в смерти любимых людей. А тот, кто виновен, уже наказан мной. Ты должна запомнить, что не страшно умирать за любимых. Ты должна запомнить, что не страшно умирать за любимых. Теперь ступай же в селение Караман-Ата, работай в детском доме и подари свою любовь и ласку его воспитанникам. Благословляю тебя. Произнеся эти слова, Аллах коснулся головы прекрасной Кыз и исчез. Ничего не оставалось красавице, как бежать в селение Караман-Ата под защиту Аллаха и святых. Наутро с горючими слезами селяне похоронили трех своих земляков. А горе их во сто крат усилилось с отъездом девушки... С тех пор прошло много лет в селении Караман-Ата. Кыз была всеми любимой и уважаемой нянечкой. Многие юноши разбивали свои сердца о неприступность прекрасной Кыз. Несмотря на смерть своего жениха, она оставалась ему верна и предана, отвергая любые предложения о замужестве. В дни праздников в селении собирались все пастухи с дальних пастбищ, воины с застав да старики из мечети, и все любовались, как Кыз выходила со своими воспитанниками. После праздников же в селении оставались только старики, женщины и дети с воспитательницей Кыз, да учителем Бала. Так проходили годы. Черные силы никогда не оставляли надежду захватить селение Караман-Ата. Но отряды воинов никогда не пропускали врага. Однажды обманом враги все-таки сумели прорваться. Убив стариков и женщин, они вывели детей. - Отпустите детей, убейте меня! - Взмолилась Кыз. - Кому ты нужна, женщина, ведь у тебя нет даже мужа! Тогда Бала-учитель детей сказал: - Убейте меня, но детей отпустите. Рассмеялись враги, подняли луки и выпустили стрелы. Но детишки кинулись закрывать своими тельцами любимую нянечку и учителя. А разбойники стреляли до тех пор, пока не оставалось в живых никого. Так их и похоронили: бала-Аулие – по правую руку от него лежат мальчики и Кыз-Аулие-по правую руку от нее лежат девочки. И лежат они рядом с разрушенным детским домом. А все проходящие кланяются им и слушают эту историю, которую передают из уст в уста, от ширакши к ширакши.

Дочерние организации

Партнеры